img

Артем Быков

Заместитель гендиректора по управлению рисками и бизнес анализу

Поведенческий надзор стимулирует МФО меняться к лучшему

25 октября 2018

Нарушение прав клиентов стало поводом для прекращения работы двух МФО. ЦБ впервые применил к организациям поведенческий надзор и исключил их из госреестра.

В пресс-релизах ЦБ отмечалось, что обе МФО не передавали информацию о заемщиках в бюро кредитных историй (БКИ). Это продолжалось в течение первого полугодия 2018 года. Кроме того, игроки некорректно составляли договоры с клиентами и начисляли дополнительные проценты.

О поведенческом надзоре, как факторе оценки рисков взаимоотношений клиентов с финансовыми компаниями, ЦБ заговорил еще в конце 2016 года. Делалось это для защиты прав потребителей финансовых услуг.

На практике поведенческий надзор за деятельностью МФО осуществляют сразу несколько институтов. Конечно, в первую очередь это ЦБ, а также профильные СРО, участие в которых для микрофинансовых компаний является обязательным.

Проверки проходят как планово, так и внепланово, при этом ЦБ часто делает это внезапно. Проверка может быть выборочной, но могут прогнать по всему регулированию по полной программе.

Могу с уверенностью сказать, что с начала 2019 года подход к передаче данных о клиентах в БКИ стал строже. Раньше, как мне кажется, был гораздо более расслабленный режим. Мне, например, не известны случаи, чтобы МФО понесли реальное наказание от регулятора за неотправку данных о клиенте в БКИ. Сейчас такой прецедент появился, и видимо, компании начнут относиться к этому требованию гораздо более ответственно.

МФО должны посылать в БКИ два вида данных. Во-первых, они посылают туда информацию о том, кому и какие займы они выдали с определенным набором данных. И второе – они посылают туда кредитную историю по каждому своему клиенту. Исключение двух МКК  из реестра ЦБ, видимо, было из-за кредитных историй. Они не посылали в БКИ кредитные истории, хотя по закону хотя бы в одно БКИ МФО обязаны направлять такую информацию по клиентам.

Почему это происходило, сказать, не берусь. Как правило, это условие бюро. То есть они назначают определенную цену за свои услуги по предоставлению МФО кредитных отчетов взамен на то, что организация предоставляет эти кредитные отчеты. Есть вероятность, что эти компании даже не обращались в БКИ за такой информацией. Соответственно, и не направляли ее обратно. Обращаться или нет в БКИ с запросом о кредитной истории клиента – это дело компании, но отправлять их – требование законодательства.

Что касается жалоб непосредственно самих клиентов, то они, как правило, недовольны тем, что их кредитную историю отразили некорректно или запросили без их согласия. Но на то, что ее вообще не отправили в БКИ, мало кто обращает внимание и это редко становится поводом для претензий.

Я полностью согласен с тем, что требования закона об отправке кредитных историй клиентов в бюро должно строго соблюдаться всеми МФО. Это вопрос улучшения качества данных для всего финансового рынка, а не поведенческой модели той или иной компании.

Требуемая сумма руб.

10 000

85 000

Сумма доступна для повторных клиентов

*Согласно исследованию РА «Эксперт», компания МигКредит является лидером Российского рынка среди МФО по обьему портфеля.

Сейчас на сайте

количество: 78

cегодня получили деньги: 20

Хочу денег