img

Надежда Денисова

директор по маркетингу

Новые тренды: МФО ждет  цифровизация и длинные потребительские займы

01 августа 2019

Текущие регуляционные нововведения на микрофинансовом рынке стимулируют МФО сокращать удельный вес своего бизнеса в сегменте PDL и начинать серьезно работать со средне- и долгосрочными более крупными займами сегмента Installments. При этом упор делается на онлайн сервисы. Согласны ли вы с таким видением перспектив рынка?

- Да, мы тоже отмечаем эти тенденции. Могу подтвердить, что большинство клиентов, которые приходят в «МигКредит», хотят получить деньги дистанционно. Порядка 80% запросов  мы получаем  через онлайн анкету сайта или мобильного приложение. Клиенты хотят получать и денежные средства без похода в  офис.

Как правило, это небольшая сумма, 12-13 тыс. рублей, которая предоставляется в течение 5-7 минут на карту клиента на решение какого-то конкретного финансового вопроса.

Требование о полной идентификации клиента возникает только при займе  от 15 000 до 100 000. Сумму до 15 000 рублей можно получить буквально в один клик сразу на карту и без личного визита в офис.

Наша компания, например, разрабатывает кредитный продукт, когда клиенту для получения денег достаточно просто заполнить два поля – имя и номер телефона.

Такие технологичные решения, которые упрощают клиенту жизнь, безусловно, останутся. Сервис, скорость и  простота получения  «займов до зарплаты»  станут гарантией существования МФО.

В то же время длинные потребительские займы Installments будут занимать все большую нишу. Это основной вектор развития рынка микрокредитования, который настойчиво задает регулятор. При дневной ставке в 1% «займы до зарплаты» становятся менее рентабельными. Комиссионный доход по этому займу при среднем чеке в 12 тыс. рублей составит  порядка 2 тысяч.

Уже не будет той доходности, к которой привыкли PDL-компании и под которую они выстроили свои бизнес-модели.

Регуляторные изменения приведут к консолидации рынка МФО. Компании будут вынуждены пересматривать бизнес-стратегии и более тщательно сегментировать своих клиентов по уровню рисков. По нашим оценкам, порядка 500 компаний, которые специализировались на «займах до зарплаты», не смогут приспособиться к новым регуляторным требованиям и покинут рынок.

С другой стороны, усилится конкуренция с банками, потому что заемщиками МФО может стать сегмент граждан, которые имеют стабильный доход, но прибегнут к услугам МФО в силу их большей технологичности и удобства. Все-таки получить заем через 5 минут, предъявив только паспорт, намного удобнее, когда все упирается в скорость решения проблемы.

Если говорить в целом, то за онлайн сервисами будущее. Это общая тенденция  для современного финансового  и в широком смысле потребительского рынка. В последние годы мы стали свидетелями бума интернет-магазинов, сервисов доставки еды, услуг такси. Список можно продолжить. То есть люди хотят, чтобы им обеспечивали сервис здесь и сейчас.  Клиент не хочет делать каких-то дополнительных усилий для того, чтобы забрать продукт или получить услугу. Он будет выбирать компании, которые дают возможность все делать просто, удобно и что очень важно  дистанционно. Где к клиенту приезжают, а не он куда-то идет.

Поэтому я абсолютно уверена, что рынок микрофинансов будет все больше переходить в сферу онлайн банкинга, что будут развиваться личные кабинеты на сайтах МФО, они будут наполняться разнообразными функциями.

Какие еще тенденции на рынке, на ваш взгляд, неизбежно создаст (или уже создает) новое регулирование, вступившее в силу с начала года и с 1 июля?

- Самая яркая тенденция, которая уже проявляется на рынке МФО, - нарастание конкуренции в сегменте длинных потребительских займов.

Компании будут искать новые для себя ниши и разрабатывать новые продукты – это и залоговое кредитование, какие-то новые опции рассрочки, POS-кредитование. Это поможет диверсифицировать рынок и получить дополнительные доходы.

Еще одна тенденция – превращение МФО в некие маркетплейсы, площадки, которые будут продавать не только займы, как отдельно взятый продукт, но и увеличивать свою рентабельность за счет кросс-сейла, продавать смежные финансовые продукты и услуги, проводить консультации и тд.

В перспективе они станут уникальным сервисом, который для определенной аудитории будет предоставлять все виды финансовых услуг.

Требуемая сумма руб.

10 000

85 000

Сумма доступна для повторных клиентов

*Согласно исследованию РА «Эксперт», компания МигКредит является лидером Российского рынка среди МФО по обьему портфеля.

Сейчас на сайте

количество: 678

cегодня получили деньги: 248

Хочу денег