МФО заботятся о клиентах лучше банков.

23 августа 2013

Часть 1

Недавно сайт Bankir.Ru взял большое интервью у вице-президента национального партнерства участников микрофинансового рынка. Оно было длительным и плодотворным, корреспондент обсудил со спикером массу вопросов, волнующих потенциальных и действующих клиентов МФО, а также всех людей, сталкивающихся с ними.

Организации рынка МФО

К примеру, корреспондента интересовало, чем отличаются друг от друга объединения, работающие на рынке МФО. Прозвучали такие широко известные организации как Российский микрофинансовый центра, а также НАУМИР. Теперь и мы вам можем рассказать, чем же они отличаются друг от  друга, а также, какие функции исполняют.

К примеру, РМЦ был задуман как ресурсный центр, который мог бы способствовать развитию социального микрофинансирования населения, а также малого бизнеса. В этом качестве он и открылся в 2002 году. С самых первых дней в нем микрофинансовые организации могли получить всестороннюю помощь и поддержку: консалтинг, обучение, исследования рейтинга и так далее.

Но со временем, когда возникла потребность в более прямом представлении интересов МФО, появилась и другая организация – НАУМИР. Произошло это в 2006 году. Деятельность этой организации направлена на посредничество между рынком с одной стороны и государством с другой. Она является членской, то есть состоит из объединений различных участников рынка МФО, которые представляют интересы других организация.

В этом отношении НАУМИР является чем-то вроде АРБ микрофинансового рынка.

Конкуренция и регуляция на рынке

Также корреспондента интересовал вопрос конкуренции. В частности, кого можно считать прямыми конкурентами МФО? Можно ли сказать, что такую позицию занимают банки?

 Но спикер с такой версией не согласен. Единственные прямые конкуренты МФО – это, как бы парадоксально не выглядело, – другие МФО. Но такая конкуренция идет на пользу всем, поскольку позволяет развиваться и совершенствоваться. Разумеется, если она остается добросовестной.

К сожалению, определенную конкуренцию, и уже совсем не позитивную, официальным МФО создает «серый рынок» микрокредитов.

В соответствии со всеми законами экономики, он несет значительно меньше расходов, чем белый, действующий легально и в правовом поле. Это позволяет «серым» МФО держать меньшие процентные ставки, что привлекает некоторых клиентов. Но проблема в том, что их права в этом случае не могут быть защищены и регулярно нарушаются. Это портит репутацию и официальным, легальным МФО, поскольку далеко не все понимают разницу между ними.

С другой стороны, отмечаются значительные положительные сдвиги. К примеру, ещё три года назад, в 2010 году, до подписания закона о деятельности МФО, этот сегмент рынка был полностью нерегулируемым. Это не означает, что все организации работали незаконно, просто не существовало финансового регулирования, хотя гражданско-правовое было и тогда. Но для банковской сферы рынок микрофинансовых организаций был невидимкой.

После того, как закон был подписан и вступил в силу, часть МФО приняла правила игры, другие же так и остались «серыми». Но стоит отметить, что с этого моменте 70% организаций все же предпочли работать официально, а это неплохой показатель.

Оставшиеся же 30% также выдают микрозаймы, но они не внесены в государственный реестр МФО.

Так называемые «белые» организации действуют в рамках регулируемого рынка. То есть они работают в соответствие с профильным законом «О микрофинансовой деятельности».

Правда, говорить о введении каких-то кардинальных и жестких ограничениях нельзя. И если в других отраслях финансового рынка это возможно, то займы – просто не тот случай. Невозможно запретить их или ограничить, а если перегибать палку, то можно добиться ситуации, когда просто взять деньги взаймы частному лицу у частного лица будет невозможно с правовой точки зрения.

Принятое же законодательство несколько ограничивает деятельность микрофинансовых организаций, в первую очередь, для безопасности их клиентов.

Что же касается вытеснения организаций из нерегулируемого «серого» рынка, то здесь следует действовать постепенно, «эволюционными» способами. Должна сложиться ситуация, когда в белом поле действовать будет комфортно и выгодно для самих же компаний. Для этого может быть использован широкий спектр воздействий. К примеру, запрет на кредитование незарегистрированных МФО, размещение рекламы, выбор определенных мер ответственности и так далее. В результате, «серые» МФО просто не смогут вести нормальную работу.

Имидж МФО и отношения к ним

Корреспондент вполне справедливо отметил, что МФО имеют не слишком хороший имидж в нашей стране. Из-за высоких процентов их даже называют ростовщиками.

На это  можно заметить, что процентные ставки в банках по некоторым видам кредитов также бывают достаточно высоки, но к ним такое прозвище не прикрепилось. Причина, скорее всего, кроется в другом.

Дело не в имидже самих микрофинансовых организаций, а в отношении к их продукту. И до принятия закона, регулирующего такую деятельность, существовали организации и фонды, которые выдавали микрокредиты малому бизнесу. Даже сегодня у них процентные ставки даже меньше или не намного больше, чем в банках, около 8% в год.

Но позже появилось множество организаций, которые предлагали «PayDayLenders» (деньги до зарплаты). Причем, такой продукт вводили как небанковские организации, так и банки.

МФО же проще в плане регистрации, поэтому такие организации решили придерживаться новых правил.

Но оценивать по ним целую отрасль неправильно в корне, тем более что их доля в общем количестве микрозаймов сравнительно невелико и ограничивается 10-12 процентами. Зато шумихи и споров вокруг них несопоставимо больше, что и создает такой эффект.

Но если запретить PayDayLenders, ситуация не изменится. Они будут и дальше работать, уже под управлением ГК. Потребители же от этого только пострадают, поскольку контролировать деятельность таких организаций будет уже значительно сложнее.

Другой аспект плохого имиджа МФО состоит в юном возрасте самой отрасли. Люди не привыкли доверять частным финансовым структурам, считая, что банки более надежны и стабильны.

Но стабильность имеет и обратную сторону: статичность и косность. Таким организациям сложно оперативно реагировать на потребности клиентов и новые тенденции.

Также не совсем верно говорить, что малому бизнесу проще получить кредит в банке. На низкие процентные ставки по-прежнему требуется солидный пакет документов. МФО же предлагает деньги сразу, именно тогда, когда они нужны.

Также не согласны представители МФО с прозвищем «ростовщики». Ведь с формальной точки зрения, отношения кредитора и заемщика – это договор равных. Если человеку нужна срочно определенная сумма, организация может их выдать с определенными условиями. И после этого уже заемщик может соглашаться, а может и отказаться. Таким образом, с точки зрения законодательства невозможно запретить организациям ставить высокие проценты.

Но есть ещё и социальный аспект. Поэтому в стратегию многих официальных и ответственных МФО входят те или иные меры по защите клиента. Значительную роль в этом играет и стандарт обслуживания, который складывается без давления сверху.

Часто люди считают, что МФО стремятся ввести их в заблуждение, навязать большой кредит, не дав разобраться с количеством и объемом выплат. Но он также не выдерживает никакой критики, ведь в интересах МФО предоставить клиенту максимально полную и доступную информацию. В силу особенностей рынка, МФО ещё больше, чем обычные банки заботятся о своих клиентах.

Также в рамках интервью поднимался вопрос о взаимодействиях МФО и института омбудсменов. Оказалось, что на законодательном уровне этого не требуется, но многие организации присоединяются к институту омбудсменов по собственной воле, как это уже сделали 7 крупных розничных организаций, в числе которых и «МигКредит», на долю которых приходится более 50% рынка. Об опыте такого сотрудничества организации рассказывали на круглых столах и других мероприятиях. В частности, отмечалось, что стало значительно легче работать с различными проблемными займами.

О чем ещё беседовали корреспондент и вице-президент национального партнерства участников микрофинансового рынка, вы сможете узнать из продолжения этой статьи.

Требуемая сумма руб.

10 000

85 000

Сумма доступна для повторных клиентов

Займы предоставляются на сумму от 3 000 до 99 000 рублей включительно на срок от 3 дней до 44 недель. Проценты за пользование займом составляют от 173,418 до 671,129 процентов годовых. Условия актуальны на 25.10.2016. Срок проведения акции «Бесплатный заем» с 25.10.2016 по 26.12.2016. Акция «Приведи друга» - бессрочная. Срок проведения акции "Новогодняя распродажа. Возьми деньги - планшет в подарок!" с 1 по 31 декабря 2016. Информацию об организаторе акций, правилах их проведения, количестве призов, сроках, месте и порядке их получения, а также информацию о правилах и условиях предоставления микрозаймов физическим лицам можно получить на сайте www.migcredit.ru. или в отделениях ООО «МигКредит». ООО «МигКредит», адрес: 127018, г. Москва, ул. Сущевский Вал, д. 5, стр. 3. Реклама

Сейчас на сайте

количество: 473

cегодня получили деньги: 396

Хочу денег