МФО заботятся о клиентах лучше банков - часть 2

24 августа 2013

Часть 2

Ранее мы уже публиковали начало интервью вице-президента национального партнерства участников микрофинансового рынка и корреспондента сайта  Bankir.Ru. Поднималась масса интересных вопросов, в частности, особенности отрасли микрофинансирования, её имидж в глазах граждан, регуляция и так далее. Теперь же вы сможете узнать, чем закончилось это обсуждение.

Корреспондент задал вопрос, волнующий многих читателей: как именно работают МФО с проблемными задолженностями. Ответ заключался в том, что эта внутренняя процедура индивидуальна для каждой организации. Но в любом случае, с паяльником никто не ходит, хотя в ряде случаев «серые» фирмы и придерживаются не совсем законных мер.

Защитить себя от этого просто: достаточно узнать, состоит ли МФО в Реестре ФСФР, ведь именно этот факт и говорит об официальности и легальности её работы. В этом случае можно рассчитывать на определенную защиту прав потребителя, в том числе и со стороны государства.

Также многих интересует, существует ли взаимодействии МФО и бюро кредитных историй. Оказалось, что такое сотрудничество ведется достаточно активно. Хотя сами же МФО и говорят, что не совсем удовлетворены качеством передачи информации. С другой стороны, для выдачи кредитных средств, вначале их необходимо получить, а для этого необходимо использовать схемы работы, отличные от банковских. Поэтому и клиенты у МФО и банков будут разными.

Отношения клиентов и МФО

Интересным стало обсуждение длительного взаимоотношения МФО и клиентов. Не секрет, что к таким организациям чаще всего обращаются люди с плохой кредитной историей, которым срочно нужна определенная сумма денег для срочных нужд или в качестве стартапа. Если же они будут аккуратно придерживаться схемы выплат, то смогут исправить кредитную историю и в следующий раз при необходимости брать кредит уже в банке.

Такое взаимоотношение становится одним из проявлений сотрудничества банков и МФО. В частности, приоритетной функцией таких организаций остается помощь молодому бизнесу, а также улучшение «подпорченных» кредитных историй. Ведь далеко не всегда клиенты МФО отличаются неблагонадежностью. К примеру, даже юридическому лицу, которое кредитуется в банке, могут срочно потребоваться деньги. В этом случае бывает выгоднее взять заем в МФО, чем получать значительные убытки или терять перспективы из-за длительной выдачи банковского кредита.

Ещё одна проблема МФО – это определенная группа клиентов, которые не до конца понимают, что кредиты следует погашать. В Индии эту проблему решили, запретив выдавать займы человеку, если у него уже есть более тысячи долларов долга.

Но в России ситуация складывается по-иному. Возможно, и существуют единичные организации, которые используют подобную схему, но большинство предпочитают придерживаться более гибкого принципа работы. В некоторых случаях наличие долгов действительно делает нежелательным ещё одни заем, но в других МФО выгоднее реструктурировать уже имеющийся долг и выдать новый кредит. В этом и состоит одно из основных отличий «белых» МФО от «серых»: первые не заинтересованы в закредитованости клиента.

Интересно, что когда люди хотят разместить свои средства на депозит или инвестировать их, они очень тщательно выбирают финансовую организацию. В случае же с займами редко кто выбирает такой подход. Кажется, что если он берет деньги, а не дает их, то и переживать не о чем. Но на деле все не так. Ведь в случае невыплат будет з разбирательство через суд. Во этом случае важно, какой размер штрафа будет указан в исковом заявлении. Бывают ситуации, когда взяв в долг пять рублей, клиент получает иск на миллион, причем – совершенно легально, на основании того самого договора, который он подписал особо не вчитываясь. Но такое развитие ситуации практически невозможно в случае с легальными официальными МФО. Те же организации, которые рекламируют себя через уличные объявления, вполне могут использовать подобные методы воздействия.

Как проходит регуляция на рынке МФО

Отдельная часть разговора была посвящена вопросам саморегуляции и регуляции рынка МФО. Сейчас он находится на начальном этапе саморегуляции, когда СРО создаются непосредственно микрофинансовыми организациями. Сейчас обсуждается вопрос об обязательном введении саморегуляции на этом рынке. Подобный опыт уже имеется в сфере кредитных кооперативов.

Но и МФО уже понимают все преимущества такой схему работы. Именно поэтому несколько наиболее крупных организаций создали НП «Мир». В числе прочего, это объединение установило для своих членов определенные стандарты работы, призванные защитить права их клиентов.

Как же при всем многообразии кредитных организайи            отличить «белые» МФО от «серых». Первый и главный признак надежных компаний – вхождение организации в Реестр ФСФР. Ознакомиться с ним можно на веб-сайте ведомства. Также в пользу компаний говорит их вхождение в различные ассоциации и объединения. Также следует обращать внимание на открытость и прозрачность МФО.

Интересным стал тот факт, что уже были случаи, когда микрофинансовые организации выходили из ГосРеестра. Впервые такая тенденция наметилась в конце прошлого года. Одна из наиболее вероятных причин – просто закрытие компании. Но могут быть и другие варианты.

Недостаточно просто находиться в ГосРеестре. Компания должна сотрудничать с ФСФР, в частности, собирать и предоставлять отчетность, а также строить всю работу в соответствии с существующими нормами закона.

Как появляются МФО?

Инициатива создания МФО исходить от разных групп людей. К примеру, это могут быть банкиры, которые имеют соответствующий опыт работы или просто люди, которые разбираются в финансовых вопросах и имеют для этого необходимый капитал. К сожалению, попадаются и те, кто банально видит в «займах до зарплаты» высокодоходный бизнес, который не требует особых усилий. Это не так. Как и в любом деле, в него следует вкладывать время, деньги и силы.

Тем же, кто хочет попробовать себя в этой отрасли, НАУМИР предлагает обучающие курсы. На них можно узнать о сознании МФО, организации работы, отчетности и так далее. Иногда им даже приходится отговаривать людей от такой работы, если они не понимают особенностей ведения такого бизнеса и всех рисков.

В отношении организации успешной работы нет существенной разницы между МФО и любым другим бизнесом. Требуется понимание специфики, умение и желание работать, а также не только получать доходы, но и быть готовым к неизбежным в любом деле расходам. Следует изначально рассчитывать на легальную и открытую работу.

Что касается источников фондирования МФО, они весьма разнообразны. В первую очередь, это банковские кредиты, вклады инвесторов. С прошлого года они используют и рынок облигаций.

Перспективы отрасли

Многих читателей, а также корреспондента интересует вопрос, касающийся перспектив понижения ставок. Такое развитие событий вполне возможно, в первую очередь из-за конкуренции. Увеличение количества МФО приведет к повышению прозрачности их работы, а также улучшению условий для клиентов.

Также определенную роль может сыграть введение мегарегулятора. Стоит надеяться, что он не станет причиной жесткой регуляции этого рынка, которая только навредить мобильности МФО.

Иногда банкиры считают, что рынок МФО регулируется слабо, но это не совсем соответствует истине. Дело в том, что степень регуляции рынка зависит от рисков. В случае с банковской сферой и МФО они различны, в частности, потому что последние не используют депозиты. МФО же, а отличие от банков, получают прибыль только из кредитования. На данный момент регуляция рынка МФО адекватна и соответствует существующей ситуации. Но из-за этого они и не получают такой же поддержки, как банки.

К примеру, во время кризиса кредитные кооперативы не получили никакой государственной поддержки, хотя в небольших и малых городах часто именно они спасали малый бизнес, когда банки отказались его кредитовать.

МФО функционируют на других принципах, чем банки. В частности, они более мобильны, их невозможно сравнивать между собой.

Сейчас же основная потребность рынка МФО заключается в очищении от «серых» организаций, ведущих недобросовестную игру. Этим они портят репутацию и себе, и официальным компаниям.

Требуемая сумма руб.

10 000

85 000

Сумма доступна для повторных клиентов

Займы предоставляются на сумму от 3 000 до 99 000 рублей включительно на срок от 3 дней до 44 недель. Проценты за пользование займом составляют от 173,418 до 671,129 процентов годовых. Условия актуальны на 25.10.2016. Срок проведения акции «Бесплатный заем» с 25.10.2016 по 26.12.2016. Акция «Приведи друга» - бессрочная. Срок проведения акции "Новогодняя распродажа. Возьми деньги - планшет в подарок!" с 1 по 31 декабря 2016. Информацию об организаторе акций, правилах их проведения, количестве призов, сроках, месте и порядке их получения, а также информацию о правилах и условиях предоставления микрозаймов физическим лицам можно получить на сайте www.migcredit.ru. или в отделениях ООО «МигКредит». ООО «МигКредит», адрес: 127018, г. Москва, ул. Сущевский Вал, д. 5, стр. 3. Реклама

Сейчас на сайте

количество: 84

cегодня получили деньги: 17

Хочу денег