Микрофинансовые организации «МигКредит» и «Мани Мен» развенчали мифы о потребительском кредитовании в России

18 ноября 2013

Главной темой пресс-конференции, в ходе которой были представлены результаты исследования, стала попытка развенчать некоторые мифы о необеспеченном потребительском кредитовании в России. Генеральный директор, председатель правления МФО «МигКредит» Лора Файнзилберг и Управляющий директор микрофинансовой организации «Мани Мен» Александр Дунаев привели ряд фактов и цифр, свидетельствующих о том, что сегодняшний уровень закредитованности населения в стране не только не является критическим, но и значительно уступает аналогичному показателю большинства стран с развивающимися и развитыми экономическими системами.

 Рынок необеспеченного розничного кредитования в России

С 2009 года по текущий момент, рынок розничного кредитования вырос более чем в два раза. Сейчас он составляет около 7 700 млрд рублей. При этом, на долю необеспеченного кредитования в России приходится не более 2 500 млрд рублей, т.е. около 32%.

 Важным аспектом роста кредитования в стране стало развитие общей финансовой инфраструктуры в стране. Этому свидетельствует рост количества кредитных историй и повышение доступности информации из кредитных бюро для финансовых институтов. По разным данным, сегодня не имеют кредитной истории от 20% до 24% потенциальных заемщиков. Доступность информации о кредитной дисциплине заемщиков и существующей кредитной нагрузке в режиме реального времени, в свою очередь, стимулировало развитие рынка экспресс-кредитования. Кроме этого к факторам, обеспечившим рост рынка необеспеченных суд, можно отнести отсутствие долгосрочного доступного фондирования, рост финансовой грамотности населения и возможность построения масштабируемых внутрибанковских операционных процессов.

 На данный момент сегмент кредитов наличными, кредитных карт и POS-кредитов составляет 63,5% от общего объема розничных кредитов.

 Несмотря на повышенное внимание к банкам-монолайнерам в вопросах закредитованности населения страны (Русский Стандарт, ХКФ, Ренессанс Кредит, ТКС и т.д.), их совместная доля на рынке необеспеченного кредитования не превышает 15% от общего рынка розничного кредитования.

 Избыточная кредитная нагрузка на население отсутствует

Доля дохода россиян, направляемая на обслуживание кредитов, на 2012 год составляла 17%. Например, в Турции, где вопрос о закредитованности граждан страны не поднимается вовсе, этот показатель составляет 30%. Доля дохода, направляемая на обслуживание долга у россиян также ниже, чем в Венгрии, Польше, Чехии и других странах Европы.

 В среднем, в России на каждого экономически активного жителя приходится 1,3 тыс. долларов  потребительских кредитов, что почти на 30% ниже, чем аналогичный показатель в Польше. При этом у 52% экономически активного населения в России вообще нет кредитов.

 На рынке кредитных карт Россия существенно отстает от экономически развитых и развивающихся стран по размеру эмиссий. На тысячу россиян приходится всего 155 кредитных карт, тогда как в США 1701 кредиток на тыс. жителей.

 По результатам первого полугодия 2013 года доля заемщиков с двумя-пятью действующими кредитами сократилась на 5 базисных пунктов по сравнению со вторым полугодием 2012 года. При этом доля заемщиков с 5 кредитами составляет менее 1% от общего количества заемщиков.

 Тенденция связана с сокращениями программ рискового беззалогового кредитования.

Финансовые институты корректируют кредитную политику в сторону ужесточения требований к заемщикам, что свидетельствует, в том числе, об эффективной работе рыночных механизмов саморегулирования на рынке розничного кредитования.

 Качество кредитных портфелей стабильно

Просроченная задолженность в России стабильна, а с 2010 года имеет общий тренд к снижению.

 Совокупный коэффициент просроченной потребительской задолженности во втором квартале 2013 года показывает позитивную динамику по сравнению с аналогичным периодом в 2012 года (4,6% против 4,8%).

 МФО: мифы и реальность

Объемы выдачи займов МФО не влияют на уровень кредитной нагрузки населения. Рынок МФО показывает уверенные темпы роста, увеличившись с 30 млрд. руб. в 2010 году до 48 млрд. руб. В 2012 году.

 По результатам 2013 года прогнозируется рост объема рынка микрофинансирования до 85 млрд. рублей. При этом всего 45% активов МФО составляет финансирование физических лиц на потребительские нужды.

 При чрезмерном внимании общественности к рынку микрофинансирования в вопросах влияния за уровень кредитной нагрузки на население, объемы выдачи займов МФО незначительны в сравнении с банковским сектором. Совокупный портфель МФО (включая кредитование малого и среднего бизнеса) по отношению к объемам банковского кредитования всего 0,18%.

 МФО не выдают микрозаймы «всем подряд». Вместе с ростом рынка МФО наблюдается уверенная тенденция на совершенствование систем управления рисками. Средний уровень одобрения заявок на заем «МигКредит» в течение 2013 года составляет 13,3%, аналогичный показатель «Мани Мен» — 10%.

 МФО важно выдать заем тому, кто намерен вернуть заемные средства. При этом необходимо построить доверительные отношения с перспективой долгосрочного сотрудничества. Микрофинансисты растят будущих клиентов банков, возвращают клиентов обратно в колею институционализированных кредитно-денежных отношений. Так, обращение в МФО может улучшить кредитную историю заемщиков. В будущем это открывает им доступ к банковским продуктам.

 Клиенты МФО не маргиналы, а обычные граждане-налогоплательщики с невысоким уровнем доходов

Сегодня более 20 млн человек экономически активного населения России не имеют доступа к банковским продуктам. В тоже время, услугами МФО воспользовались на сегодняшний день чуть более 1,5 млн россиян, что говорит о потенциале рынка.

Отличием МФО от банков, ставшим основой для рождения мифа о маргинальности клиентов, является готовность МФО кредитовать население с несовершенной кредитной историей.

 Лора Файнзилберг: «В последние несколько месяцев общественность активно обсуждает вопросы, связанные с необеспеченным потребительским кредитованием в России. Одним из главных тезисов в информационном потоке выступает положение о том, что рынок потребительского кредитования в стране перегрет, население закредитовано, т.е. имеет чрезмерную долговую нагрузку. Однако для большинства финансистов, очевидно, что уровень кредитной нагрузки в секторе потребительского кредитования в настоящее время не представляет угрозы для экономики страны. Мы провели исследование рынка кредитования, обобщили разрозненные данные, подтверждающие это утверждение».

Требуемая сумма руб.

10 000

85 000

Сумма доступна для повторных клиентов

Займы предоставляются на сумму от 3 000 до 99 000 рублей включительно на срок от 3 дней до 44 недель. Проценты за пользование займом составляют от 173,418 до 671,129 процентов годовых. Условия актуальны на 25.10.2016. Срок проведения акции «Бесплатный заем» с 25.10.2016 по 26.12.2016. Акция «Приведи друга» - бессрочная. Срок проведения акции "Новогодняя распродажа. Возьми деньги - планшет в подарок!" с 1 по 31 декабря 2016. Информацию об организаторе акций, правилах их проведения, количестве призов, сроках, месте и порядке их получения, а также информацию о правилах и условиях предоставления микрозаймов физическим лицам можно получить на сайте www.migcredit.ru. или в отделениях ООО «МигКредит». ООО «МигКредит», адрес: 127018, г. Москва, ул. Сущевский Вал, д. 5, стр. 3. Реклама

Сейчас на сайте

количество: 382

cегодня получили деньги: 395

Хочу денег