Цель не определяет средства. На что клиенты оформляют займы в МФО

07 ноября 2018

Оригинал статьи

Недавно Объединенное кредитное бюро cобобщило, что в первые шесть месяцев 2018 года граждане направили на закрытие долгов почти в 12 раз больше новых микрозаймов, чем в январе-июне 2014-го.

Мы решили узнать у представителей микрофинансовых компаний, как поменялись цели клиентов при оформлении займов за последний год и на какие цели заемщики чаще берут деньги в МФО.

Геннадий Сухнев, руководитель управления розничного бизнеса МФК «МигКредит» отметил, что у компании выросла доля обращений за займом на повседневные нужды. Если в 4 квартале 2017 года на эти цели выдавалось 28% займов, то в 3 квартале текущего года уже 31%.

В качестве еще одного приоритета заемщиков эксперт указывает ремонт квартир. Количество займов на эти нужды выросло на 2 процентных пункта, до 21%.

«Кроме того, мы отмечаем достаточно заметный рост кредитов на отдых. Если в 4 квартале прошлого года на эти цели было выдано 2%, то в третьем квартале 2018 года – 5% займов. Думаю, что здесь явно проявилось влияние сезонного фактора», – рассказал Геннадий Сухнев.

Кроме того, упало количество обращений за кредитами на подарки: 5% в октябре-декабре 2017 года и 2% по итогам третьего квартала. Руководитель управления розничного бизнеса МФК «МигКредит» назвал этот показатель предсказуемым, отметив, что всплеск по этой статье еще впереди.

«Каких-то экзотических назначений займов мы не видим. Все достаточно консервативно и традиционно. Не исключаю, что это связано с условиями предоставления кредитов: клиент не обязан указывать детально, зачем ему понадобились деньги, и может ограничиться пунктами, изложенными в анкете», – подытожил свой ответ Геннадий Сухнев.

Руководитель Управления по разработке клиентских продуктов и сервисов МФК «МигКредит» Надежда Димченко рассказала о такой цели займа, как рефинансирование обязательств перед другими кредиторами. Она отметила, что клиенты, как правило, не говорят об этом напрямую, но определенную базу для анализа может дать информация из НБКИ: «Мы видим, что к нам обращаются люди, которые имеют до пяти действующих займов. Взяв у нас кэш, они погашают займы перед другими кредиторами. Почему берут у нашей компании? Потому что наш продуктовый ряд предусматривает займы на большие суммы и длинные сроки. И у нас очень хорошие условия по дневной ставке. Плюс есть возможность досрочного погашения прямо в личном кабинете. Продуктовая линейка вполне привлекательна: клиенту удобнее взять кредит у нас, чтобы погасить свои обязательства, скажем, сразу по пяти кредитам и платить одному кредитору под меньшую дневную ставку. Спрос на такую операцию есть, что наталкивает нас на размышления о разработке специального продукта».

Пресс-служба группы компаний Eqvanta (в состав входят МФК «Быстроденьги», МФК «Турбозайм» и др.) так ответила на наш вопрос: «Цели получения денежных средств не претерпели серьезных изменений за последний год. Чаще всего клиенты обращаются для покупки товаров повседневного спроса, одежды и обуви (46%). На оплату кредитов и счетов берут займ 19% заемщиков, на обустройство квартиры, в том числе ремонт, покупка мебели, бытовой техники — 16%. Далее по популярности идёт приобретение подарков, организация праздника, оплата отдыха (14%). Существенную долю занимают представители бизнеса, например, предприниматели, занятые в сфере торговли и услуг. Такой вид деятельности характеризуется непредвиденными финансовыми расходами, например, для покрытия кассового разрыва, когда деньги нужны срочно на небольшой промежуток времени, буквально на 2-3 дня. Дополнительно мы анализируем необычные цели, на которые клиенты оформляют займ. Чаще всего они связаны с хобби и творческими увлечениями заемщиков. Такими за последний год стали изготовление игрушек, покупка музыкальных инструментов и рыбалка».

В тройке целей-лидеров МФК «Честное слово» за последний год изменений не произошло. В первом полугодии 2018 года клиенты компании оформляли займы, чтобы оплатить текущие расходы (продукты, связь, транспорт) – 13,1 %, лечение – 11,2 % и приобретение подарка – 10,7 %. Еще 8,7 % – получали средства на ремонт жилья, и 8,4 % – на ремонт автомобиля.

Екатерина Кривошеева, руководитель пресс-службы онлайн-сервиса микрокредитования в «Честное слово» (МФК «Честное слово») также отметила, что только 7,3% заемщиков брали средства на погашение кредитных обязательств, их доля сократилась на 1 п.п. с прошлогодних 8,3%.

За год в пределах процентного пункта изменились также следующие цели оформления микрокредитов: ремонт жилья (+1%), оплата коммунальных услуг (-1%), текущие расходы (-0,9 %).

Доля займов, взятых на оплату остальных целей, существенных изменений не претерпела: обучение 4,8 %, покупка одежды и обуви – 3,6 %, помощь родственникам или знакомым – 3,4 %, оплата коммунальных услуг – 3,1 %, приобретение электроники или бытовой техники – 3,1 %, деньги на бизнес – 2 %, аренда жилья – 1,3 %, организация торжества – 1,2 %.

Компания SummitGroup (развивает бренды «Центр Займов», «ДоброЗайм») выяснила, что цели клиентов в 2018 эти годы изменились мало. Большинство заемщиков предпочитают не конкретизировать причины получения денег, выбирая в качестве причины графу «На личные нужды». В 2018 году таких клиентов оказалось 56%, а годом раньше их было 45%, в 2014 году – 36%.

«Мы выручаем деньгами простых людей с уважением к каждому. Это миссия нашей компании и основной принцип работы», —говорит коммерческий директор SummitGroup Елена Малышева. – Именно поэтому мы специально создали для клиентов возможность выбрать такой вариант ответа, как личные нужды, понимая и уважая их желание не сообщать цели займов».

Говоря о наиболее популярных конкретных целях, специалисты организации выделяют три основных: погашение займов, квартирный ремонт и медицинские услуги. В 2018 году эти категории указали 27% заемщиков, в 2017 году их отметили 29% клиентов, а в 2014 году – 30%.

В целом мужчины чаще брали деньги на личные нужды, чем женщины – 53% мужчин и 46% женщин. Женщины чаще занимали средства на ремонт (52,69%) и медицинские услуги (62,72%), а также на проведение праздников (52,97%). Мужчины значительно чаще оформляли займы для покупки подарков (67%), оплату штрафов (75%), ремонт автомобиля (81,87%) и на покупку телефона (70,04%).

Клиенты «Центра Займов» и «ДоброЗайма» предпочитают не озвучивать цели займа, а если и указывают их, то выбирают срочные потребности, такие как ремонт и медицинская помощь. При этом мужчины более сдержаны в своих ответах, чем женщины и больше тратят деньги на то, что можно назвать категориями мужской ответственности.

Подводя итог, можно сказать, что клиенты микрофинансовых услуг консервативны в своих предпочтениях, они оформляют займы на срочные, повседневные нужны и предпочитают все же не обозначать цели конкретно, однако при этом они точно знают, на что потратят заемные деньги.

Марина Садчикова

Требуемая сумма руб.

10 000

85 000

Сумма доступна для повторных клиентов

*Согласно исследованию РА «Эксперт», компания МигКредит является лидером Российского рынка среди МФО по обьему портфеля.

Сейчас на сайте

количество: 89

cегодня получили деньги: 19

Хочу денег