IT в МФО: нас ждет эволюционное развитие

06 декабря 2018

Оригинал статьи

В рубрике "Интервью с заказчиком" поговорили с Романом Можаевым, директором по информационным технологиям МФК "МигКредит", про IT-структуру в финансовых компаниях, перспективах биометрии, больших данных и других технологиях, полностью меняющих рынок кредитования

– Какова структура IT-подразделения вашей компании и какие задачи оно призвано решать?

– IT-подразделение является одним из ключевых для нашей компании, что объясняется спецификой финансового бизнеса. К тому же, "МигКредит" уже давно перерос рамки микрофинансовой организации и позиционирует себя как современная финтех-компания.Если говорить о структуре IT-подразделения, то оно состоит из двух основных блоков: Управление поддержки ИТ систем (поддержка/сопровождение бизнес-процессов) и Управление развития ИТ систем (развитие новых продуктов и сервисов).

– Расскажите о ключевых IT-проектах, которые уже были завершены в 2017–2018 гг. или планируются к завершению в ближайшем будущем.

– Среди значимых для компании проектов я бы назвал внедрение облачных программных продуктов от компании Microsoft. Именно наше подразделение было инициатором и драйвером этого проекта.

– Каковы наиболее актуальные IT-проекты в сфере повышения качества обслуживания клиентов?

– За качество обслуживания клиентов, предложение новых продуктов, сервисов и услуг отвечают бизнес-подразделения. Именно они инициируют создание технологий, которые делают общение клиентов с нашей компанией максимально комфортным. Например, досрочное погашение в личном кабинете, заем в один клик, автокредитование и многие другие. Но реализация продуктовых предложений всегда проходит через IT-управление. Можно утверждать, что мы в обязательном порядке задействованы в любых изменениях.

– Существует ли у вас система дистанционного обслуживания клиентов?

– "МигКредит" в отличие от многих МФО использует гибридную модель ведения бизнеса, когда займы выдаются как в режиме онлайн через сайт и мобильное приложение, так и в 78 региональных офисах. Но влияние цифровизации, конечно, ощущается очень серьезно. Сейчас уже 75% услуг и кредитных продуктов оформляются именно по онлайн-каналам. Поэтому мы активно развиваем личный кабинет клиента, в котором он может не только увидеть справочную информацию по своему займу (посмотреть график платежей, заказать справки, обратиться дистанционно в нашу службу поддержки), но и провести активные операции, например, досрочное погашение займа. В наших планах еще одна опция: если для клиента будет сформировано предложение по кросс-продуктам (страховка, телемедицина, услуги юристов), то он сможет воспользоваться ими в онлайне, без посещения офиса.

Мобильное приложение "МигКредит" на IOS и Android  позволяет заемщику провести практически все те же операции, что и в личном кабинете.

– Каковы ваши планы в отношении развития хранилища данных?

– Хранилище данных в "МигКредит" создано с самого начала построения кредитного конвейера, то есть с 2014 года. Конечно, нам важно, чтобы данные в этом хранилище были консистентны, правдивы и без ошибок, чтобы бизнес-подразделения могли опираться на них при построении отчетности и планировании дальнейших продаж.

Наше хранилище, где собраны персональные данные клиентов и история их взаимоотношений с компанией, – это самый охраняемый участок. С ним работают только непосредственно разработчики этой системы, частично информация доступна для администраторов. Бизнес-подразделения обращаются к этому хранилищу, когда составляют отчетность и анализируют срезы  OLAP-кубов.

– Планируете ли вы развивать на базе хранилища решения для анализа больших данных?

– Мы уже сейчас это делаем. Как раз OLAP-кубы позволяют обрабатывать массив данных и проводить их интерактивный анализ. Расчет происходит в ночное время, чтобы к утру, когда приходят на работу пользователи, вся информация за вчерашний день была сведена и доступна. Это, кстати, еще одно большое достижение IT-подразделения, которым мы очень гордимся. Если раньше расчет OLAP-кубов мог затянуться до 12 часов дня, то теперь он заканчивается к 7 часам утра.

– Насколько актуально для вас использование IT-аутсорсинга и, в частности, облачного аутсорсинга IT-сервисов?

– Мы активно используем IT-аутсорсинг. Все наши основные системы, включая CRM, в плане разработки и поддержки обеспечиваются внешними подрядчиками. WEB-сайт, личный кабинет лендинга и мобильных приложений, интеграционная шина и BPM – все это находится в зоне ответственности наших партнеров.

Мы проводим регулярные тендеры на смену поставщика услуг, но в целом мы довольны уровнем сервиса и качеством услуг.

Под облачным аутсорсингом мы понимаем тот же Office-365, поддержка по которому лежит полностью на стороне партнеров Microsoft.

– Используете ли вы биометрические технологии?

– Это очень актуальный вопрос, в том числе для МФО, которые, к сожалению, пока никак не задействованы в процессе сбора биометрии. С 1 июля 2018 года возможность удалённой идентификации предоставляют 14 банков с отделениями в 121 городе. Сбор, обработку и хранение данных, а также проверку их соответствия первично сданным биометрическим образцам  обеспечивает “Ростелеком”.

Вообще, создание Единой биометрической системы может в корне изменить работу финансовых учреждений с точки зрения их взаимодействия с клиентами и станет стимулом для роста цифровых продаж.

– Есть ли у ваших сотрудников возможность и потребность в удаленной работе посредством мобильных устройств?

– Такая потребность, конечно, есть. Мы довольно часто работаем удаленно, даже будучи в отпусках. Рабочая почта в обязательном порядке есть в смартфонах каждого IT-специалиста. Нам без этого никуда, потому что случаи бывают разные, а наша задача обеспечить бесперебойную работу сердца компании.

Для этого у нас есть возможность подключиться к удаленному рабочему столу из любого места. Кончено, мы стараемся этого избегать в целях безопасности, но, тем не менее, в своей работе это используем. Проблем с перехватом данных у нас не возникает благодаря защищенному соединению.

– Как вы относитесь к инициативам в области импортозамещения в IT?

– В принципе, вполне позитивно, но айтишники, зачастую, являются убежденными космополитами. Для нас главное, чтобы ПО соответствовало нашим бизнес-процессам по качеству и стоимости, страна происхождения не играет решающей роли.

Мы уже сейчас используем в работе немало российского ПО. АБС или система принятия решения – это наша отечественная разработка, она нас полностью устраивает. Но, скажем, интеграционная шина построена на иностранной платформе, плюс CRM.

Нам важно удешевить разработку и ускорить ее. Если это возможно сделать на отечественном ПО, то будем очень рады. В конечном счете все зависит от бизнеса. Если бизнес-подразделение говорит, что тот или иной процесс должен проходить за 5 минут, а не 15, то мы подберем нужное ПО.

– На ваш взгляд, какие технологии в сфере IT будут актуальны для финансового сектора в 2019 г.? За какими технологиями будущее?

– Я думаю, что это все, что связано с удаленными операциями. А для этого нужда качественная биометрия. Какие конкретно технологии будут запущены в 2019 году, пока сказать сложно, но с точки зрения потребностей бизнеса – это будет цифровая идентификация. Уже сейчас идентификация по отпечатку пальца становится рутинной процедурой.

Мне представляется, что такого рода технологии будут применяться не только для входа в мобильные устройства, но и в скором времени займут свое место в системе проверки пользователя, в скоринговых моделях.

Но я не чувствую, что мы стоим на пороге какого-то технологического прорыва или качественного скачка. Скорее всего, 2019 год будет посвящен эволюционному развитию уже заявленных технологических решений.

Требуемая сумма руб.

10 000

85 000

Сумма доступна для повторных клиентов

*Согласно исследованию РА «Эксперт», компания МигКредит является лидером Российского рынка среди МФО по обьему портфеля.

Сейчас на сайте

количество: 195

cегодня получили деньги: 466

Хочу денег